Обеспечение безопасности работ является прямой и основной обязанностью каждого работодателя. Основные нормы закреплены в профильных законах. Указанные положения развиваются и находят свое отражение в ведомственных локальных документах. Они разрабатываются на основании положений закона и профильных Постановлений Правительства.
Работодатель назначает ответственных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением инструкций и соответствию условий труда действующим правилам (по сути, это регулирование СУОТ организации). Но это ведомственный контроль за охраной труда.
Между тем, трудовым законодательством предусмотрена еще одна форма контроля за охраной труда – общественная (является частью трехступенчатого контроля, инициируемого посредством соответствующего приказа).
Общественный надзор, как форма осуществления деятельности по охране работ прямо предусмотрена в ст. 22 ТК РФ. Указанная статья закона устанавливает, какие организации осуществляют общественный контроль за охраной труда.
Их следует перечислить более подробно:
- Профсоюзы. Это профессиональные организации, которые действуют в той или иной отрасли либо на конкретном крупном предприятии. Они создаются и действуют в интересах работников. Среди функций профессиональных союзов имеется и общественный надзор за охраной труда;
- Выборные органы организации из числа персонала. Такая форма осуществления функций предусмотрена для случаев, когда профсоюзных органов не имеется. Тогда сотрудники самостоятельно вправе определить своих выборных представителей, которые будут защищать их права в сфере безопасности работ.
Следует указать, что осуществление общественного контроля является правом коллектива, а не его обязанностью. Такие органы можно и не создавать. Одновременно с этим, работодатель не имеет права препятствовать созданию данного органа и обязан учитывать его мнение.
Административно общественный контроль по охране труда
Это наилучший вариант. Он действует, когда руководство понимает значимость задачи по обеспечению охраны труда и реально заинтересовано в правильном исполнении данной функции.
В этом случае, представители коллектива и руководства осуществляют обеспечение безопасности совместно. Для этого допускается создавать постоянно действующие комиссии.
Указанные органы наделяются следующими полномочиями:
- Проверять правильность ведения инструктажа. Необходимо в каждом случае выяснять, имело ли место такое мероприятие и насколько правильно оно проведено. При необходимости, в ходе исполнение мероприятий по инструктажу, могут присутствовать выборные представители сотрудников либо члены организации профсоюза;
- Они могут проверять соответствие локальных инструкций и распоряжений на предмет их соответствия с нормативными актами и законом. Если инструкции составлены не верно или включает не полный перечень обязанностей работодателя, орган может потребовать внесения в них изменений;
- Общественный контроль за охраной труда в организации осуществляет разбирательство по фактам несчастных случаев и травматизма. Работа комиссии является совместной, поскольку в ней принимают участие представители органа общественного надзора и руководства организации;
- Наличие и состояние защитных средств, средств тушения огня и прочего оборудования. Все должно находиться в рабочем состоянии.
Профессиональный союз или выборный орган от работников организации наделен и другими полномочиями, которые вытекают из обязанностей работодателя. Соответственно, перечень его обязанностей является перечнем правомочий указанного органа.
Приказ об организации административно общественного контроля за состоянием охраны труда
Создание органа из работников профессионального союза и представителей работодателя, а также их деятельность осуществляется на основании приказа. Для оформления полномочий и закрепления факта, руководство должно издать специальный приказ об этом.
В приказе декларируется создание комиссии и отражаются ее основные задачи. А оформление ее структуры и конкретный порядок деятельности определяются другими ведомственными актами. Например, это может быть положение об участии профессионального союза в надзоре за безопасностью работ.
Скачать образец приказа
Образец заполнения журнала административно-общественного контроля по охране труда
Осуществление указанной деятельности подлежит обязательному документированию. Установлена специальная форма заполнения журнала. Он включает несколько граф по каждой степени надзора. Скачать правильный образец можно здесь
Помимо самой формы, он содержит еще и примечания. Они позволят не ошибиться и верно заполнять данный учет.
Государственный контроль и общественный надзор за охраной труда
Государственные службы в данной сфере представлены инспекцией и прокуратурой. Оба этих субъекта наделенными широкими возможностями по проведению проверок организаций. При установлении нарушений, они вправе требовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности, составлять административные протоколы.
В ряде случаев, указанные субъекты могут приостанавливать деятельность предприятия и подавать иски в суд в интересах работников. При этом органы внутреннего контроля могут обращаться в инспекцию или прокуратуру с заявлением о проведении проверок и сообщать об имеющихся нарушениях.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: https://www.samso.ru/oxrana-truda/obshhestvennyj-kontrol-za-soblyudeniem-zakonodatelstva-ob-oxrane-truda.html
Как организован общественный контроль за охраной труда
Общественный контроль в сфере ОТ — это система надзорных мероприятий, которые осуществляются с целью создания и поддержания безопасных для здоровья условий работы и проводятся как различными ведомствами, так и представителями органов общественного контроля.
Разберемся, как действует второй алгоритм.
Законодательная база
Нормативное регулирование вопросов, связанных с контролем силами общественности имеющихся условий работы сотрудника, осуществляется прежде всего трудовым законодательством. Так, ст.
353 ТК РФ устанавливает, что надзор за безопасностью труда является полномочием федеральных органов государственной власти. А вот Постановление Правительства РФ от 26.08.
1995 № 843 называет в качестве одного из инструментов, подлежащих использованию, создание и укрепление подразделения по ОТ. Эти подразделения являются ответственными за такие процессы:
- анализ условий ОТ на предприятии;
- причины травм и профзаболеваний;
- расследование несчастных случаев и др.
Положения об уполномоченных по охране труда в организации содержатся в ст. 370 ТК РФ. Дополнительные требования в части деятельности по такому виду надзора определены Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30.
Оно дает рекомендации учреждениям выполнять обязанность по общественному ведомственному надзору за безопасностью труда на местах работы силами соответствующих уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ. Документ дает организациям возможность принимать локальные положения по уполномоченным с учетом специфики в направлениях деятельности.
Предприятия также оформляют журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.
Кто и для чего проводит
Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.
Общественный контроль за охраной труда осуществляют:
- профсоюзный орган;
- специальные комиссии;
- уполномоченные работники.
Это значит, что средством управления системой безопасного труда являются сами сотрудники организации через профсоюзы (в лице специально уполномоченных органов, работников).
Общественное наблюдение силами работников подразумевает наличие у них ряда функциональных обязанностей и связанных с ними прав.
Профсоюз
Права профсоюза при осуществлении общественного контроля широкие и заключаются в:
- контроле за соблюдением нанимателем действующих нормативных актов в сфере ОТ;
- участии в исследовании фактов несчастных случаев на предприятии;
- получении сведений от руководства о том, в каком состоянии находится система ОТ в организации;
- возможности требовать остановить работу при наличии угрозы жизни и здоровью сотрудников;
- возможности выдать нанимателю представлений по устранению имеющихся нарушений по ОТ;
- возможности проверить состояние условий ОТ, оговоренных в колдоговоре;
- участии в разработке и согласовании локальных актов учреждения в сфере охраны труда;
- обращении с требованием привлечь к ответственности виновников нарушений требований по ОТ в необходимые органы;
- участии в расследовании ситуаций, связанных с трудовыми спорами сотрудников по нарушениям положений по ОТ.
Специальная комиссия
Основная задача — контролировать безопасность процессов на производстве. Для ее решения вправе:
- изучать и вводить в действие лучшие практики по созданию оптимальных условий работы;
- вместе с руководством организации вырабатывать обучающие материалы по ОТ;
- помогать работе подразделения по ОТ;
- помогать при инструктажах и проверке знаний;
- доводить до работников информацию по безопасности процессов на работе;
- определять нарушения на рабочем месте, участвовать в исследовании причин ЧС;
- принимать и рассматривать обращения сотрудников по нарушениям условий труда.
Уполномоченный
По каким направлениям может работать уполномоченный?
Задачи заключаются:
- в помощи в организации безопасных условий работы;
- наблюдении за состоянием безопасности труда в организации;
- защите интересов работников в процессе рассмотрения споров о труде;
- надзоре за соблюдением сотрудниками норм по безопасному труду;
- организации правильности использования приспособлений по защите работников (СИЗ, коллективные средства);
- участии в функционировании комиссий по проверке состояния зданий, оборудования;
- участии в выработке мероприятий по недопущению несчастных случаев;
- предоставлении сведений работникам о нарушении требований к безопасности.
Таким образом, функции общественников сводятся к выполнению работ по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.
Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом.
В конкретном структурном подразделении можно избирать несколько уполномоченных. В целом число, алгоритм избрания, срок исполнения обязанностей предусматриваются в коллективном договоре или в другом решении, выработанном вместе с нанимателем.
Выбор уполномоченных лиц происходит по инициативе профсоюза:
- в отдельно взятом подразделении;
- на предприятии в целом.
Рекомендация такая:
- избирать уполномоченных по охране труда на собрании всего коллектива на период не меньше 2 лет;
- можно привлекать специалистов других организаций (в данном случае необходимо согласие работодателя);
- не следует рассматривать кандидатуры сотрудников, которые одновременно отвечают за охрану труда организации.
Уполномоченные часто являются членами комиссии по охране труда. Такие сотрудники взаимодействуют с работодателем, профсоюзом, специалистом по охране труда, органами госнадзора.
Порядок и периодичность общественного надзора:
- ежедневно руководителем на рабочем месте;
- ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
- ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.
Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР.
Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:
- изучить условия работы;
- установить причины травматизма;
- расследовать происшествия;
- организовать обучение;
- оценить состояние рабочих мест.
В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.
Избранные уполномоченные регулярно предоставляют отчет на общем собрании предприятия. Их можно отозвать до окончания срока полномочий решением того же органа, которым они избраны.
Причинами отзыва становятся:
- неисполнение функционала;
- отсутствие требовательности при защите интересов и прав сотрудников.
Таким образом, осуществление мероприятий по соблюдению прав и законных интересов сотрудников в сфере охраны труда происходит при участии органов профсоюза, уполномоченных сотрудников, которые имеют право формировать для выполнения своих целей собственные инспекции.
Мероприятия осуществляются на регулярной основе с применением обширного перечня прав и полномочий по такому надзору, в том числе положений, содержащих нормы, связанные с трудовым правом.
Образец журнала
Скачать
Источник: https://gosuchetnik.ru/kadry/kak-organizovan-obshchestvennyy-kontrol-za-okhranoy-truda
Что и как проверит общественный контроль за охраной труда
Для чего нужен административно-общественный контроль в сфере охраны труда и кто должен его организовать? Получив ответы на эти вопросы, вы в полной мере сможете обеспечить безопасные условия труда для работников вашей компании.
КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня
Получить доступ
Эта процедура особенно важна для производственных, строительных, логистических и других компаний, где работники взаимодействуют не только с компьютером и блокнотом, но и с оборудованием, требующим специфических навыков. Суть ее в том, что уполномоченные лица компании вместе с представителями профсоюзов осуществляют общественный контроль за охраной труда и порядком на предприятии.
Кто участвует в административно-общественном контроле по охране труда
Каждая компания в обязательном порядке должна обеспечивать безопасные условия работы сотрудников и проверять соблюдение этих условий (ст. 212, 217 ТК РФ). В этом заключается обязательный административный элемент проверочных мероприятий.
Общественность же в данном случае представляют доверенные лица профсоюзов, уполномоченные участвовать в проверках условий работы сотрудников (ст. 370 ТК РФ, ст. 20 ФЗ «О профессиональных союзах» № 10-ФЗ от 12.01.1996).
Общественный контроль за охраной труда, осуществляемый представителем профсоюза, включает в себя:
- получение информации об условиях работы сотрудников, о несчастных случаях и профзаболеваниях;
- участие в периодических проверках условий работы, расследовании несчастных случаев и т. п.;
- предъявление работодателю требований в защиту интересов работников в связи с выявленными нарушениями правил безопасности на рабочих местах.
Уровни административно-общественного контроля
ГОСТ Р 12.0.007-2009 «СУОТ. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» говорит о трехступенчатой системе проверочных мероприятий:
- 1-я ступень: мастер вместе с представителем профсоюза ежедневно проверяет свой производственный участок и устраняет выявленные нарушения, а наиболее квалифицированные и ответственные работники делают это самостоятельно;
- 2-я ступень: начальник цеха (крупного производственного участка) вместе с представителями службы охраны труда предприятия обходит цех раз в неделю. Итоги проверки заносят в журнал административно-общественного контроля по охране труда, назначают ответственных лиц и мероприятия по устранению нарушений;
- 3-я ступень: комиссия организации рассматривает на ежемесячном заседании итоги работы за месяц, составляет акт о нарушениях, выносит рекомендации.
Образец журнала
Хотя в документе упомянуто участие профсоюзного уполномоченного только на первой ступени, это не запрещает профсоюзным инспекторам участвовать в проверках любого уровня.
Если же организация небольшая, она может ограничиться двухступенчатым уровнем проверочных мероприятий.
Источник: http://ppt.ru/art/ot/pereodichnost-instruktaja
Общественный контроль за охраной труда на предприятии
В настоящее время такого понятия, как общественный контроль за охраной труда, в законодательстве нет. Данный закон был упразднен в 2006 году, когда в силу вступили изменения, касающиеся охраны труда в ТК РФ. Сейчас создаются комиссии или комитеты, либо выбирается уполномоченный по охране труда.
Общественный контроль за охраной труда
Статья 218 ТК РФ разрешает создавать комиссии по охране труда. Инициировать их создание может:
- Работодатель;
- Работники;
- Представительный орган работников (профсоюз).
- Помимо этого, может быть выбран уполномоченный представитель от работников организации по охране труда.
- Уполномоченного можно выбрать, даже если на предприятии нет органа, представляющего интересы работников на постоянной основе.
- Работодатель не вправе препятствовать образованию комиссии по ОТ или выбору уполномоченного представителя.
В законодательстве нет прямого указания на то, в компании должен быть организован общественный контроль за охраной труда. Но при этом статья 229 ТК РФ прямо указывает, что при формировании комиссии для расследования несчастного случая в ее составе должен находиться представитель работников по ОТ.
Поэтому, даже если на предприятии нет профсоюза, либо другого представительного органа работников, необходимо провести общее собрание трудового коллектива и выбрать уполномоченного по охране труда.
Создание комиссии по ОТ
В состав комиссии должно входить не менее трех человек. Они выбираются представительным органом либо общим собранием работников.
Для того чтобы данный орган мог пользоваться всеми положенными ему правами, его создание необходимо оформить документально.
Документами, которые подтвердят создание комитета по ОТ, могут быть:
- Протокол общего собрания работников или профсоюза;
- Решение представительного органа работников;
- Приказ профсоюзной организации о создании комиссии.
Сведения о выбранной комиссии должны быть доведены до работодателя, который в свою очередь издает приказ по организации о назначении комиссии по ОТ.
Выбранный орган будет действовать на основании Положения о комиссии (комитете) по охране труда. Положение можно составить на основе типового документа, утвержденного приказом Минтруда от 24.06.14 г. за № 412н.
Выбор уполномоченного по охране труда осуществляется в том же порядке.
Права уполномоченных по ОТ
Права, которыми наделены органы общественного контроля по охране труда, прописаны в статье 370 ТК РФ.
Они имеют право:
- Контролировать выполнения законодательства по ОТ, как федерального, так и локального;
- Инициировать и организовывать проведения экспертизы условий работы;
- Участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев и профзаболеваний;
- Получать от представителей работодателя всю информацию, касающуюся охраны труда в компании;
- Принимать участие в разработке внутренних локальных актов в части, касающейся охраны труда;
- Вносить предложения по улучшению качества охраны труда.
Для достижения оптимально эффекта выборные органы должны проводить работу совместно с работниками, занимающимися на предприятии организацией охраны труда.
Общественный контроль за охраной руда на предприятии представляет собой комиссию, состоящую из нескольких человек, либо одного уполномоченного, которые выбираются работниками организации.
Они осуществляют независимый контроль качества охраны труда на предприятии.
Работодатель не имеет права препятствовать работе органов общественного контроля и должен предоставлять им полную и достоверную информацию в части организации охраны труда.
Источник: https://spmag.ru/articles/obshchestvennyy-kontrol-za-ohranoy-truda-na-predpriyatii
Общественный контроль за охраной труда
Роль профессиональных союзов в контроле за соблюдением требований охраны труда. Технические и правовые инспекции профсоюза. Задачи комитета (комиссии) по охране труда.
***
Общественный контроль за охраной труда осуществляется в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
- Постановление Минтруда Российской Федерации от 8 апреля 1994 г. № 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»;
- Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».
Общественный контроль за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда является важной частью социального партнерства. Он реализуется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 31, 218, 370 ТК РФ).
Общественный контроль осуществляется:
- профессиональными союзами;
- иными представительными органами (представителями).
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ст. 31 ТК РФ).
Права членов комитета (комиссии) по охране труда:
- получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных
- и вредных производственных факторах и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;
- заслушивать сообщения работодателя (его представителя), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;
- участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора по вопросам охраны труда;
- вносить работодателю предложения о поощрении работников за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.
Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Профессиональные союзы могут создавать технические и правовые инспекции труда.
Технические инспекции
- защита интересов и законных прав членов профсоюзов обслуживаемых предприятий на здоровые и безопасные условия труда;
- расследование отказов работников от выполнения работ в связи с неблагополучными условиями труда;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных законодательных актов об охране труда;
- рассмотрение обращений членов профсоюза по вопросам охраны труда и др.
Правовые инспекции
- контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений;
- юридическая защита прав членов профсоюза (работников), а также организаций профсоюза от противоправных действий;
- информационно-методическая помощь, обучение профсоюзного актива, оказание консультационной поддержки членам профсоюза;
- взаимодействие с органами прокуратуры и исполнительной власти и др.
Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право (ст. 370 ТК РФ):
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей информацию о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
- принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.
Постановлением Минтруда РФ № 30 от 8.04.1994 г. утверждены Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда ведут деятельность по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях, в которых работают члены профсоюза.
Выборы уполномоченных проводят:
- на общем собрании трудового коллектива организации (цеха, участка);
- на срок не менее 2 лет.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива. Они могут быть отозваны до истечения срока полномочий, если не выполняют своих функций.
Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда.
Основными задачами уполномоченных лиц по охране труда являются:
- содействие в создании на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;
- осуществление контроля за состоянием охраны труда и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;
- представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
- консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда (ст. 370 ТК РФ).
Работодатель обязан:
- создавать необходимые условия для работы уполномоченных;
- обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств работодателя.
Обучение уполномоченных рекомендуется организовывать за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика). Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение.
Комитет (комиссия) по охране труда
Комитет — рабочий орган управления охраной труда в организации, обеспечивающий согласованные действия работодателя и работников, направленные на создание здоровых и безопасных условий труда в организации.
Комитет (комиссия) является:
- составной частью системы управления охраной труда;
- одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда (ст. 218 ТК РФ).
Члены комитета должны:
- проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) не реже одного раза в три года;
- информировать выборные органы или собрание работников о проделанной работе не реже одного раза в год.
Задачами комитета по охране труда являются:
- разработка программы совместных действий работодателя, профсоюзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
- организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
Войдите, чтобы комментировать
Источник: http://okhrana-truda.com/proverka-po-okhrane-truda/obshchestvennyj-kontrol-za-okhranoj-truda.html
Нюансы общественного контроля за охраной труда
Общественный контроль за охраной труда – это деятельность профсоюзных органов и уполномоченных лиц по вопросам соблюдения трудового законодательства в организациях в соответствии с установленными нормами.
Уполномоченными лицами могут быть представительные органы выбранные работниками или отдельные работники предприятия. Представительные органы вправе создавать свои инспекции.
Нормативная база
Основным правовым документом является Конституция РФ. Статья 37 этого закона дает право на труд каждому гражданину и запрещает принудительную работу.
В Конституции сказано, что каждый работающий гражданин имеет право на безопасный труд, оплату и защиту государства от безработицы.
Контроль, за соблюдением и охраной трудовых отношений, регламентируется ТК РФ.
Трудовой кодекс РФ
С 2006 года Трудовой кодекс РФ дает право организовывать службы охраны труда в организациях, при условии, если число работников превысило 50 человек. В штатное расписание можно включать должность инженера по технике безопасности или другого специалиста, отвечающего за охрану труда.
Также существует множество указов Президента РФ и различных постановлений Правительства РФ в области защиты труда.
В организациях или на предприятиях утверждаются локальные документы, определяющие права работников на безопасный труд.
Понятия
Общественная охрана труда включают в себя ряд действий, направленных на обеспечение безопасности на производстве, таких как:
- технические;
- организационные;
- санитарные;
- реабилитационные;
- социальные;
- экономические.
За проведение вышеназваных мероприятий ответственность несет руководитель предприятия, общественный контроль, профсоюзные организации и уполномоченные лица.
К понятиям относятся и такие термины:
- Охрана труда – комплекс мер, обеспечивающие жизнь и здоровье человека в условиях производства и в соответствии с нормативно-правовой базой.
- Условия труда – организация рабочего места и места отдыха для работника.
- Вредные факторы на производстве – нарушение санитарно — гигиенического порядка.
- Опасность на производстве – нарушение правил эксплуатации приборов и механизмов.
- Безопасность – соблюдение необходимых требований работниками и руководством.
- Техника безопасности — комплекс мер на предприятии направленных против травматизма и профессиональных заболеваний.
Виды
Существует два вида общественного контроля охраны труда.
Ведомственный
Этот вид контроля регулируется вышестоящие организации на основании нормативно-правовой базы в отношении подчиненных организаций. Такой контроль проводят профильные министерства и ведомства, ассоциации и другие организации.
В компетенцию ведомственного контроля входит:
- Проведение анализа условий работы в организациях.
- Выявление причин полученных травм во время работы.
- Участие в расследовании происшествий на рабочем месте.
- Проведение обучающих семинаров.
- Выполнение работ по аттестации (сертификации) рабочих мест.
На самих предприятиях и производствах эту функцию обязаны выполнять специалисты по технике безопасности.
Административно-общественный
Он проводится для снижения опасных факторов на производстве, травматизма и заболеваний. Такую функцию выполняет руководство организации совместно с профсоюзом.
Этот вид контроля может быть многоступенчатым:
- Первая ступень – это проверки, проводимые руководством на рабочем участке каждый день перед работой.
- Вторая ступень – ежемесячный контроль руководителя предприятия совместно с органами общественного контроля. Цель проверки – техническое состояние оборудование и подсобных помещений, выполнение профилактических мероприятий.
- Третья ступень – это ежеквартальные проверки по результатам устранения выявленных ранее недостатков и предписаний, организация обучения инженерно-технического состава и проверка полученных знаний.
Организация общественного контроля за охраной труда в организации
Безопасный труд гарантирован гражданину Конституцией РФ. Вопросы охраны труда регулируется ТК РФ.
Осуществляют контроль:
- профессиональные союзы;
- уполномоченные лица.
Профсоюзы имеют право:
- следить за выполнением норм и правил закона о труде;
- организовать и провести независимую экспертизу;
- быть участниками комиссий по расследованию несчастных случаев и причин профессиональных заболеваний;
- запрашивать любые сведения от руководящих органов, относительно условий работы;
- оказывать помощь пострадавшим членам профсоюза в возмещении вреда здоровью, полученному во время работы;
- требовать остановку работы у работодателя, в случаях грубого нарушения правил безопасности.
Согласно части 2 ст.370 ТК РФ руководителю отводится семь дней для устранения выявленных недостатков после получения требования от профсоюзного органа.
Уполномоченные лица избираются на общем собрании работников, на какой срок и какое количество уполномоченных лиц — определяется коллективным договором. Права у них такие же, как и у профсоюзов – охрана труда, защита социальных прав и гарантий трудящихся.
Уполномоченные лица (или орган) входят в состав комитета по охране труда вместе с представителями профсоюза. Обычно – по пять человек от каждого органа.
Комитет утверждается приказом руководителя и имеет следующие полномочия:
- контролировать выполнение работодателем установленных законом норм работы на производстве;
- защищать интересы работников в государственных или муниципальных органах по возникшим трудовым спорам;
- ознакомлять работников с их законными правами на производстве и др.
Документальное оформление
Чтобы состояние охраны труда на предприятии соответствовало установленным законодательством правилам, необходимо:
- утвердить руководителем инструкцию по охране труда;
- разработать журналы регистраций;
- составить график медицинских осмотров;
- принять положение о выдаче работникам средств защиты и др.
Если подробнее остановиться каким должен быть журнал, надо отметить, что есть журналы, обязательные в каждой организации, а есть – необходимые при специальных работах.
К обязательным относятся журналы:
- регистрации вводного инструктажа;
- учета инструкций по охране труда на предприятиях;
- регистрации несчастных случаев на производстве;
- учета выданных инструкций работникам;
- учета технического состояния оборудования;
- проверки соблюдения правил по охране труда и др.
- Примеры журналов:
- Журнал регистрации вводного инструктажа
- Журнал регистрации несчастных случаев на производстве
- Журнал технического обслуживания и ремонта
- Журнал учета выдачи инструкций
- Журнал учета инструкций по охране труда
Пример
Общественный контроль за охраной труда в организациях защищает интересы работника и при возникновении трудовых споров.
Например, руководство ООО «Хлебопродукты», задерживало работникам заработную плату на две недели. Письменное обращение к директору за подписью председателя комитета по охране труда не привело к результатам. Профсоюз обратился в прокуратуру, после чего заработная плата была выплачена и руководство предприятия сменилось.
Чаще всего профсоюзы контактируют с органами власти, и представлять интересы работников в судебных органах приходится редко. Вопросы нарушения условий труда, отдыха и выплаты заработной платы чаще всего решаются при первом же обращение профсоюзов в органы власти.
Итог
- Подводя итоги, нужно повторить, что обязанность работодателя – организовать безопасный труд наемному работнику, а проконтролировать выполнение этих обязанностей призваны общественные контролеры в лице профсоюзных организаций и уполномоченных представителей.
- Трудовой кодекс РФ дает право работникам участвовать в управлении предприятия лично или через своих представителей.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник: http://kadriruem.ru/obshhestvennyj-kontrol-za-ohranoj-truda/
7.10. Общественный контроль за охраной труда
Общественный контроль за соблюдением
законных прав и интересов работников
в области охраны труда осуществляют в
соответствии со статьей 22 Основ
законодательства РФ об охране труда
профессиональные союзы в лице их
соответствующих органов и иные
уполномоченные работниками представительные
органы, которые могут создавать в
этих целях собственные инспекции.
Профессиональные союзы в лице их
соответствующих органов и иные
уполномоченные работниками представительные
органы имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов по охране труда;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;
- предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровья работников;
- осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
- осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.
В связи с этой статьей Исполнительный
Комитет Генерального Совета Федерации
независимых профсоюзов (ФНПР) своим
постановлением от 16 июня 1994 г.
№ 5-5
утвердил Положение о технической
инспекции труда ФНПР, Типовое положение
об уполномоченном профсоюзного комитета
по охране труда и одобрил Рекомендации
по организации и осуществлению профсоюзами
контроля за соблюдением законодательства
по охране труда и окружающей среды на
предприятии.
Уполномоченные (доверенные) лица по
охране труда профессиональных союзов
или трудового коллектива действуют в
соответствии с Рекомендациями по
организации работы уполномоченного
(доверенного) лица по охране труда
профессионального союза или трудового
коллектива, утвержденными постановлением
Министерства труда РФ от 8 апреля 1994
года № 30.
При организации общественного контроля
за охраной труда на предприятии необходимо
принимать во внимание, что успешное
выполнение уполномоченными поставленных
задач и функций возможно при условии
оказания им необходимой помощи и
поддержки со стороны администрации
предприятия, профсоюзных и иных
уполномоченных работниками
представительных органов, органов
государственного контроля и надзора,
инспекции профсоюзов. Правовые гарантии
для этого содержатся в Кодексе законов
о труде РФ, Основах законодательства
РФ об охране труда и других нормативных
правовых актах, регламентирующих
деятельность перечисленных органов.
Институт уполномоченных создается
для организации общественного контроля
за соблюдением законных прав и интересов
работников в области охраны труда на
предприятиях всех форм собственности
независимо от сферы их хозяйственной
деятельности, ведомственной подчиненности
и численности работников. В зависимости
от конкретных условий производства
в структурном подразделении может быть
избрано несколько уполномоченных.
Численность, порядок их избрания и срок
полномочий могут быть оговорены в
коллективном договоре или ином другом
совместном решении работодателя и
представительного органа работников.
Профсоюзы, иные уполномоченные работниками
представительные органы или трудовые
коллективы организовывают выборы
уполномоченных в структурных подразделениях
или на предприятии в целом. Выборы
уполномоченных рекомендуется проводить
на общем собрании трудового коллектива
подразделения на срок не менее двух
лет. При наличии на предприятии нескольких
профсоюзов, иных уполномоченных
работниками представительных органов
— каждому из них должно быть предоставлено
право выдвигать кандидатуры на выборы
уполномоченных. Уполномоченные могут
быть также избраны из числа специалистов,
не работающих на данном предприятии
(по согласованию с работодателем). Не
рекомендуется избирать уполномоченными
работников, которые по занимаемой
должности несут ответственность за
состояние охраны труда на предприятии.
Уполномоченные входят, как правило, в
состав комитета (комиссии) по охране
труда предприятия. Уполномоченные
организуют свою работу во взаимодействии
с руководителями производственных
участков, выборными профсоюзными
органами или иными уполномоченными
работниками представительными органами,
со службой охраны труда и другими
службами предприятия, с государственными
органами надзора за охраной труда и
инспекцией профсоюзов. Уполномоченные
в своей деятельности должны руководствоваться
Кодексом законов о труде РФ, законодательными
и иными нормативными правовыми актами
по охране труда РФ, коллективным договором
или соглашением по охране труда,
нормативно-технической документацией
предприятия.
Уполномоченные периодически отчитываются
на общем собрании трудового коллектива,
избравшего их, и могут быть отозваны до
истечения срока действия их полномочий
по решению избравшего их органа, если
они не выполняют возложенных функций
или не проявляют необходимой
требовательности по защите прав
работников на охрану труда.
В процессе своей деятельности
уполномоченные решают следующие
основные задачи:
- содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;
- осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;
- представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
- консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.
Для выполнения возложенных на
уполномоченных задач им должны быть
предоставлены следующие функции:
- контролировать соблюдение работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда;
- участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния здании, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;
- участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;
- осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
- участие в организации первой помощи (а после соответствующего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.
Работодатель обязан создавать необходимые
условия для работы уполномоченных,
обеспечивать их правилами, инструкциями,
другими нормативными и справочными
материалами по охране труда за счет
средств предприятия.
Уполномоченным
выдается соответствующее удостоверение
и для выполнения возложенных на них
функций рекомендуется предоставлять
необходимое время в течение рабочего
дня, устанавливать дополнительные
социальные гарантии на условиях,
определяемых коллективным договором
или совместным решением работодателя
и представительных органов работников.
Источник: https://StudFiles.net/preview/652146/page:54/