Федеральным законом от 22 февраля 2008 г. № 123-ФЗ предписана необходимость оценки уровня защиты каждого объекта капитального строительства и территории.
В дополнение к закону принят ряд нормативных правовых актов, состоящих из правил содержания зданий и помещений.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются мероприятия по предотвращению возгораний, по локализации и тушению огня, а также документальное и техническое обеспечение, теоретическая и практическая подготовка персонала.
СОПБ, ее основные элементы
Целью создания СОПБ объекта является создание условий, при которых обеспечивается поддержание специального режима, направленного на:
- Предотвращение воспламенения на объектах защиты и прилегающей к ним территории. Достигается с помощью поддержания помещений в чистоте и порядке, использованием исправного оборудования и соблюдением технологии производства, курением и сжиганием отходов только в оборудованных для этого местах.
- Обеспечение безопасности людей — владельцев частной недвижимости, персонала и посетителей заведений всех форм собственности. ПБ обеспечивается правильной планировкой и содержанием помещений. Представители государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия на своем уровне обеспечивают возможность эффективной эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного характера.
- Защиту личного и общественного имущества от порчи и уничтожения огнем. Для этой цели объекты оборудуются средствами обнаружения и тушения пламени, возводятся защитные двери, барьеры и перегородки. Оборудуются пути выхода из аварийных помещений.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:
- Совокупность технических средств и режимных мероприятий, сводящих к минимуму вероятность возгораний. Учитывается потенциальная опасность нанесения ущерба третьим лицам.
- Комплекс мер по противопожарной защите. Под такими мерами понимается совместное использование технических средств и навыки, полученные при обучении персонала действиям в экстремальных условиях.
- Организационные мероприятия. Представляют собой плановые и внеплановые инструктажи, занятия, прохождение курсов по ПТМ, организацию тренировок и учений.
Ответственность за состояние ПБ в организации возлагается на ее руководителя и инженера по ТБ.
Пожарная охрана
ПО относится к сфере деятельности, носящей профилактический и предупредительный характер. ОПБ закладываются на этапе проектирования объекта капитального строительства или отнесения участка местности к режимной категории.
Объект можно считать защищенным от пожара при выполнении таких условий:
- Выполнены все требования технического регламента, строительных и санитарных правил. Риск возгорания не превышает предельно допустимых показателей, установленных законодательными актами.
- Соблюдены правила обустройства объекта средствами обнаружения и тушения огня, в том числе первичными приспособлениями.
- Разработана служебная документация. Описан порядок действий, доведены до персонала правила ПБ и порядок действий при возгорании.
- Оценены риски, проведены расчеты, оформлена и подана в органы ГПН пожарная декларация.
Охрана объектов недвижимости осуществляется такими способами:
- электронными и механическими датчиками с выводом шлейфа на пульт индикации;
- визуально с использованием видеокамер, изображение которых проецируется на экран оператора;
- системами автоматического тушения пламени и удаления дыма;
- обходом или патрулированием на транспортном средстве.
Лучшие результаты достигаются при комплексном использовании сил и средств.
Государственная противопожарная служба
Государственная противопожарная служба входит в состав основных элементов безопасности объектов и режимных территорий. Созданная на базе МЧС структура осуществляет деятельность, направленную на профилактику возгораний, предотвращение их распространения и сведение к минимуму последствий.
Задачи ГПС заключаются в следующем:
- Проверка проектной документации на строительство населенных пунктов, жилых домов, инженерных и административных зданий и сооружений на предмет ее соответствие нормам и правилам ППБ.
- Контроль состояния пожарного режима на объектах защиты. Изучение соответствия технического оснащения и документации предприятия нормативно-правовой базе в области ПБ.
- Инспектирование коммерческих и государственных организаций, чья деятельность подразумевает скопление большого количества людей или хранение, обработку и транспортировку горючих и взрывоопасных веществ.
- Лицензирование компаний, занимающихся изготовлением, установкой и обслуживанием охранно-пожарных систем, датчиков, сигнализации и прочих технических средств обнаружения и локализации пламени.
- Расследование несчастных случаев в быту и на производстве, связанных с возгоранием.
- Сбор и обобщение деклараций, которые подаются руководителями объектов защиты. Контроль своевременного обновления документов при смене профиля деятельности.
Инспекторы ГПС имеют право выдавать предписания, приостанавливать производство, привлекать виновных к материальной и административной ответственности, передавать дела в суд.
Функциональные особенности СОПБ
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности заключаются в следующем:
- правовое регулирование аспектов ПБ;
- создание ПО, организация ее внедрения в производственные процессы;
- разработка мер ПБ, обеспечивающих в помещениях организации условия безопасного обращения с горючими веществами;
- создание института ответственности, прав и обязанностей;
- организация и проведение агитационной деятельности, обучение граждан правилам ПБ;
- участие в создании нештатных дружин и содействие их деятельности, привлечение к ПО всех слоев населения;
- научно-техническое, административное и материальное обеспечение ПБ;
- информационное обеспечение, пропаганда вопросов борьбы с возгораниями;
- контроль выполнения требований законодательных актов;
- изготовление, монтаж и обслуживание технической продукции;
- выдача лицензий, проверка безопасности производственных процессов и готовых товаров и их соответствия ГОСТ и СНиП;
- тушение возгораний, участие в проведении аварийно-спасательных работ;
- учет чрезвычайных ситуаций техногенного характера, доведение статистики до заинтересованных инстанций;
- введение, поддержание и отмена особого режима;
- проведение профилактической работы.
Разработка нормативно-правовых актов осуществляется в соответствии с постановлениями правительства и ведомственными приказами.
Средства обеспечения противопожарной безопасности
Относят к средствам противопожарного оборудования такие приспособления:
- Первичные. Они включают щиты, стенды и уголки, гидранты с рукавами, огнетушители (ОП, ОУ, ОХВП, ОХ), коврики и инструменты (багор, топор, лом, лопата), бочки с водой и ящики с песком.
- Системы автоматической сигнализации. Состоят из датчиков различного типа, шлейфа и приемного пульта. С высокой точностью передают данные о повышении температуры и наличии дыма. Могут комплектоваться камерами наблюдения.
Источник: https://nebezopasno.com/sistema-obespecheniya-pozharnoj-bezopasnosti/
Организация пожарной охраны в Российской Федерации
Учебные вопросы:
- Пожарная охрана Российской Федерации. Структура Федеральной противопожарной службы. Другие виды пожарной охраны в РФ.
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
- Нормативно-правовое регулирование и управление в области пожарной безопасности.
Пожарная охрана Российской Федерации. Структура Федеральной противопожарной службы. Другие виды пожарной охраны в РФ
Основные термины и определения
Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
- Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
- Пожарная опасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;
- Пожарная безопасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;
- Пожарное депо – объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану;
- Эвакуация – процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.
- Эвакуационный выход – выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону;
- Эвакуационный путь (путь эвакуации) – путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
- – установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
- – правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
- – правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
- Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
- Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются:
- органы государственной власти,
- органы местного самоуправления,
- организации,
- граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
- нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
- создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
- разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
- реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
- проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
- содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
- научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
- информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
- осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
- производство пожарно-технической продукции;
- выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
- лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее – лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее – подтверждение соответствия);
- тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
- учет пожаров и их последствий;
- установление особого противопожарного режима.
- Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:
– систему предотвращения пожара,
- – систему противопожарной защиты,
- – комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
- Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
- Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
- Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
- Организационная структура ФПС
- В соответствии со ст. 4 Федерального закона №69 “О пожарной безопасности” пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
- – государственная противопожарная служба;
- – муниципальная пожарная охрана;
- – ведомственная пожарная охрана;
- – частная пожарная охрана;
- – добровольная пожарная охрана.
- Основными задачами пожарной охраны являются:
- – организация и осуществление профилактики пожаров;
- – спасение людей и имущества при пожарах;
- – организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
- К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Государственная противопожарная служба
Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и с 1 января 2002 года входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в качестве единой самостоятельной оперативной службы. На этот государственный орган возложены основные функции предупреждения и тушения пожаров в стране. Комплектуется противопожарная служба специалистами, имеющими соответствующую квалификацию и подготовку, из расчета 1 единица личного состава на 650 человек населения.
- В Государственную противопожарную службу входят:
- – федеральная противопожарная служба;
- – противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
- Федеральная противопожарная служба включает в себя:
- – структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
- – структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
- – органы государственного пожарного надзора;
- – пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
- – подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
- – подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения)
- – подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).
- На Государственную противопожарную службу, помимо предупреждения и тушения пожаров возложены задачи:
- – организации разработки и осуществления государственных мер в области пожарной безопасности;
- – нормативное регулирование в области пожарной безопасности;
- – разработка и осуществление единой научно-технический политики в области пожарной безопасности;
- – подготовка кадров для пожарной охраны; лицензирование различных видов деятельности в области пожарной безопасности, а также согласование других видов деятельности организаций и отдельных граждан на предмет получения лицензий;
- – производит работы по сертификации продукции в области пожарной безопасности.
Муниципальная пожарная охрана
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Ведомственная пожарная охрана
Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.
Частная пожарная охрана
- Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.
- Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
- Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.
- Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
Добровольная пожарная охрана
- Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
- Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
- Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. История создания
27 декабря 1990 г. Правительство Российской Федерации образовало Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.
Позже этот день было решено считать днем создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Кроме того, в 1995 г.
Указом Президента Российской Федерации 27 декабря был объявлен Днем спасателя Российской Федерации.
МЧС России с 1994 года претерпело ряд реорганизаций. Последнее Положение о МЧС России утверждено указом Президента РФ от 11 июля 2004 года №868 и 21.10.2005г. в Положение были внесены изменения в соответствии с указом Президента РФ №1228.
- Основными задачами МЧС России являются:
- 1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
- 2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- 3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- 4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
- 5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
В регионах МЧС России представляют региональные центры (РЦ) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (8 Центров): Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, (ГУ МЧС России по г.Москве). РЦ имеют достаточные полномочия и самостоятельность в работе.
Их основное предназначение – координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, и организация их взаимодействия при работах по предупреждению и ликвидации ЧС. РЦ осуществляют свои полномочия через федеральные территориальные органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и ЧС – главные управления МЧС России по субъекту РФ.
Перечень территориальных органов, типовое положение и их наименования установлены Приказом МЧС России №372 от 6.08.2004 г.
«Об утверждении положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту Российской Федерации».
Источник: https://fireman.club/presentations/organizatsiya-pozharnoy-ohranyi-v-rossiyskoy-federatsii/
Основные направления обеспечения пожарной безопасности – система защиты
Пожарная безопасность подразумевает надлежащее состояние объекта с исключением возможности возникновения очага возгорания (пожара) и его распространения в пространстве.
Обеспечение пожарной безопасности – приоритетная задача для любого предприятия, организации, учреждения, офиса и частного дома. Более глобальной задачей является обеспечение такой безопасности для населения в пределах конкретного населенного пункта.
Создание системы защиты регламентировано законом и нормативными документами различных ведомств.
На каждом объекте обязательно существует инструкция и правила противопожарной безопасности. Нужно помнить, что к факторам, влияющим на возникновение пожара, относятся:
- Открытый огонь;
- Искра;
- Повышенная температура воздуха;
- Наличие продуктов горения;
- Дым;
- Недостаточное количество кислорода в воздухе;
- Замыкание электрической проводки;
- Взрыв и т. п.
Приоритетные направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности
Обеспечение пожарной безопасности имеет несколько направлений. Выполнение предписанных требований по каждому направлению обеспечивает полноценное функционирование противопожарной системы в целом. Во всех отраслях народного хозяйства необходимо неукоснительно соблюдать Правила и инструкции по противопожарной безопасности. Эти предписания являются общими.
Специальные поправки могут вноситься при составлении инструкций на конкретном объекте.
Порядок обеспечения пожарной безопасности включает в себя следующие направления:
- Соблюдение всех правил противопожарного режима;
- Наличие необходимой документации об установлении противопожарного режима;
- Исключение факторов, влияющих на возникновение пожара;
- Выполнение норм и требований по содержанию эвакуационных путей и выходов;
- Соответствие архитектурных и конструктивно-плановых решений установленным требованиям;
- Установка в зданиях, сооружениях, помещениях систем автоматической защиты от пожара;
- Техническое обслуживание подсистем автоматической защиты;
- Контроль над работой коммуникаций здания;
- Всестороннее обеспечение работы структурных подразделений пожарной охраны;
- Проведение спасательных работ.
Перечисленные основные направления в обеспечении пожарной безопасности, несомненно, являются важными. Особое внимание нужно уделить соблюдению противопожарного режима. Для выполнения этого требования необходимо проводить обучение ответственных лиц и руководителей предприятий по специальной программе.
На каждом объекте (независимо от сферы деятельности) должна разрабатываться инструкция о противопожарной безопасности, а с работниками необходимо проводить регулярные инструктажи. Возможно создание добровольных дружин. Периметр объекта должен быть оснащен средствами пожаротушения.
Такого рода средства являются первичными, и к их числу можно отнести:
- Огнетушители (ручные, передвижные, автоматические);
- Пожарные щиты.
Какие основные требования необходимо выполнить?
Противопожарный режим для каждого структурного органа является индивидуальным. Он должен отвечать общим требованиям, установленным законодательными актами, но с учетом специфики деятельности предприятия. В распорядительном документе должна отображаться следующая информация:
- Определение и создание мест для курения;
- Четкое установление места и количества находящегося в помещении сырья, готовой продукции и т. п.;
- Составление графика уборки;
- Установление режима хранения спецодежды;
- Порядок отключения источника энергоснабжения в штатной ситуации и в случае возникновения ЧС.
В типовой инструкции или приказе также регламентируются проведение любого вида пожароопасных работ, осмотр помещений по окончании рабочего дня, алгоритм действий сотрудников в случае обнаружения источника возгорания.
Для решения вопросов по проведению систематического инструктажа и специальных занятий назначается ответственное лицо.
Для исключения условий, которые могут спровоцировать пожар, следует соблюдать технику безопасности, например: электрические приборы должны эксплуатироваться и содержаться в соответствии с технической документацией.
Обеспечение пожарной безопасности осуществляется путем соблюдения всех норм по содержанию эвакуационных выходов. Их количество должно быть достаточным для эвакуации всех сотрудников. Они обязаны соответствовать требованиям по высоте, ширине и продолжительности.
Двери на таких выходах должны быть, как правило, противопожарными. План эвакуации при пожаре должен быть разработан и размещен в помещении таким образом, чтобы он был доступен для обозревания.
Эвакуационные выходы должны оснащаться указательными знаками, показывающими направление движения.
В зависимости от функциональных особенностей и назначения здания определяется подкласс пожарной опасности. При проектировании и строительстве должна учитываться степень огнестойкой пожарной опасности. Здания обязательно оснащаются пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения, системами оповещения и управления эвакуационным процессом, подсистемами защиты от дыма.
На видео – о занятиях о противопожарной безопасности с персоналом предприятий:
Типовые инструкции о мерах пожарной безопасности
Руководители или ответственные лица на каждом объекте разрабатывают инструкцию о мерах пожарной безопасности. Специализированные положения должны вноситься в такой распорядительный документ, если на предприятии имеется взрывоопасный или пожароопасный участок. В вопросах обеспечения противопожарной безопасности могут дополнительно создаваться комиссии или добровольные отряды.
Если в инструкции описываются специальные правила, то они должны быть согласованы с органами пожарного надзора в установленном законом порядке.
Работники подразделений могут допускаться к рабочему месту только после проведения инструктажа. Руководители учреждений, а также лица, ответственные за противопожарную безопасность, обязаны выполнять следующие требования:
- Обеспечивать контроль над выполнением требований инструкции о противопожарной защите;
- Создавать пожарную охрану (подразделения) и обеспечивать всесторонний контроль над выполнением ими своих обязанностей.
При возникновении пожара ответственные лица должны выполнять такие действия:
- Оповестить службу охраны и дежурные посты о возгорании;
- Организовать незамедлительную эвакуацию работников и посетителей;
- Отключить источник электропитания, остановить работы производственного оборудования;
- Выполнить действия, препятствующие распространению пожара по всему периметру;
- Осуществить руководство и контроль над тушением пожара;
- Контролировать действия работников согласно требованиям инструкции о противопожарной защите;
- Обеспечить эвакуацию товарно-материальных ценностей с целью сохранности имущества;
- Предоставить подразделению МЧС полную информацию о возможном нахождении на территории легковоспламеняющихся или взрывоопасных веществ.
Выполняя различного рода работу на производстве, важно учитывать причины возникновения пожара:
- Курение в неположенном месте;
- Неосторожная работа с легковоспламеняющимися жидкостями;
- Неправильная транспортировка пожароопасных предметов;
- Неисправная электропроводка;
- Наличие открытого огня вблизи взрывоопасных или легковоспламеняющихся средств;
- Отсутствие средств первичной защиты.
Источник: https://camafon.ru/pozharnaya-bezopasnost/obespechenie-2
Система обеспечения пожарной безопасности
25.05.2017 Темы: Пожарная безопасность, Руководителю, Специалисту
В соответствии с федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” система обеспечения пожарной безопасности – это силы и средства, а также меры правового, организационного, экономического и социального характера, направленные на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.
Руководитель организации осуществляет непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:
- cистему предотвращения пожара;
- cистему противопожарной защиты;
- комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система предотвращения пожара – это комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности и причинения вреда в результате пожара. Исключение условий возникновения пожаров достигается недопущением в учреждении социального обслуживания условий образования горючей среды и (или) условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.
Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.
Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.
Система противопожарной защиты должна обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.
Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются:
- нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
- создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
- разработка и осуществление мер пожарной безопасности, реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
- проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
- содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности, научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
- информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
- осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
- производство пожарно-технической продукции;
- выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
- лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности;
- сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности, противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
- тушение пожаров;
- учет пожаров и их последствий;
- установление особого противопожарного режима.
Источник: https://primtrud.ru/content/sistema-obespecheniya-pozharnoy-bezopasnosti.html
Cистема обеспечения пожарной безопасности объекта защиты
Риски возникновения пожаров определяются системами обеспечения пожарной безопасности объектов разного назначения. Есть определенные плановые риски, которые формируются на потенциальных категориях формирования пожарной безопасности.
Все это узаконено в законе федерального уровня №123 от 22.07.208 г., который назван: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя три подсистемы:
Обратите внимание, что последовательность перечисления не случайна. Подсистемы работают именно в таком порядке. К примеру, если первая подсистема работает на все сто процентов, то это говорит о том, что пожары просто отсутствуют, их количество равно нулю. Значит, последующие категории отпадают сами собой в плане отсутствие действий.
Фактически система предотвращения не может сама работать на 100%. Практика показывает, что из небольшого очага возгорания по халатности ответственных руководителей объектов защиты возгораются пожары высокой категории.
А дело в том, что на объекте просто техническое состояние противопожарной сигнализации оставляло желать лучшего. Или работники просто не смогли правильно среагировать по не знанию, как действовать при пожаре.
То есть, система предотвращения пожаров не срабатывала.
И тут на помощь приходит подсистема противопожарной защиты, в которую входят простейшие средства тушения огня: огнетушители, лопаты и песок, ведра с водой, а также автоматическая система управления, которая отвечает за включение и выключение стационарных автоматических систем пожаротушения.
Необходимо обозначить, что многие работники объектов защиты при пожаре быстро и активно включаются в его ликвидацию. Но эффективность их действий во многом зависит от личных качеств каждого человека.
И если очаг возгорания небольшой, то, как показывает практика, с ним успешно борются работники предприятия. Если возгорания вырастает в большой объем, то действия работников в большинстве случаев неэффективны.
К тому же возрастает угроза гибели людей.
Более эффективны средства автоматического пожаротушения. Но последние исследования показали, что на многих объектах защиты они срабатывают только в половине случаев.
Кроме того в подсистему противопожарной защиты входит правильная эвакуация людей. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты – это не только тушение очагов возгорания, это и грамотно проведенная эвакуация людей.
Поэтому так тщательно подбираются эвакуационные пути и маршруты, где рассматриваются строгие требования и правила, определяющие минимизацию людских потерь. Необходимо обозначить, что этот раздел, касающийся эвакуации, заложен в нормативы всех стран.
Этой позиции уделяется особое внимание.
Правильная эвакуация людей
Обеспечение защиты людей при эвакуации
Начнем с того, что за обеспечение отвечает:
- система оповещения и управления;
- противодымная защита.
Необходимо отметить, что обе системы начнут работать лишь после того, как на них придет сигнал от системы обнаружения пламени огня. И тут появляются риски:
- Система обнаружения должна сработать безотказно.
- Это касается и самих систем: противодымной, оповещения и управления.
То есть, безопасная эвакуация людей произойдет лишь тогда, когда сработают эффективно все системы противопожарной защиты.
Но это не все, что касается эффективной эвакуации. К сожалению, надо констатировать, что некоторое количество людей при эвакуации ведут себя не адекватно. Срабатывает экстремальная обстановка и психологический характер людей. Поэтому важно грамотно управлять толпой, не дать перейти ее точное движение по проложенным маршрутам в хаос.
И еще один момент, который называют временным. Здесь учитывается время эвакуации, то есть, временной период от начала пожара до выхода из зоны возгорания последнего человека.
Есть второй временной показатель – это время от начала возгорания до закрытия эвакуационных путей, потому что возникла угроза перебрасывания пламени на их пространство. Оптимальное соотношение, когда первый временной период меньше, чем второй.
То есть когда говорят о пожарной безопасности объекта защиты, его обеспечении, то обязательно учитывают данное соотношение.
Добавим, что скорость перемещения людей по эвакуационным маршрутам зависит от нескольких факторов:
- плотность людского потока;
- возрастные группы эвакуируемых, чем больше детей и пожилых, тем скорость перемещения ниже;
- размеры выходов на участках в конце путей эвакуации.
Скажем так, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
- выполняются требования ПБ в полном объеме, обозначенные Федеральными законами;
- пожарные риски не больше нормативных, также обозначенных в ФЗ.
Есть исключения, в которые входят объекты защиты, не включенные в ФЗ. Для них обеспечение ПБ считается выполненной, если их риски не превышают нормативные. Но есть и другой момент.
Если все требования по противопожарной безопасности выполняются, то пожарные риски можно не учитывать.
Требования пожарной безопасности
Конечно, последнее положение вызывает некоторые вопросы. Сложно сопоставить безопасность с людскими рисками. Последнее вроде нельзя не учитывать. Но специалисты посчитали, что если требования выполнены на сто процентов, то риски сводятся к нулю. В реалии все обстоит по-другому. Поэтому проверяющие органы очень строго следят за обеспечением выполнений Правил ПБ.
Итак, отвечая на поставленный вопрос, что является целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, ответим так: первое – предотвращение возникновения пожаров, второе – безопасность людей и их имущества.
Источник: https://PozharaNet.com/pozharnaja-bezopasnost/sistema-obespecheniya-pozharnoj-bezopasnosti-obekta-zashhity.html
Основные цели и задачи в области обеспечения пожарной безопасности
Основные цели и задачи пожарной безопасности состоят в том, чтобы не допустить возникновения пожара, а также свести к минимуму ущерб от него, в случае если он все-таки произошел. При этом способы и меры для этого выбираются с учетом эффективности, экономической целесообразности и технологической обоснованности.
Профилактические задачи по пожарной безопасности
Прежде всего, необходимо отметить, что под термином «пожарная безопасность» обычно понимается определенное состояние объекта защиты, которое исключает или минимизирует любую возможность появления пожара, а в случае его возникновения обеспечивает защиту здоровья и жизни людей, сохранение имущества и другие подобные мероприятия, связанные с ликвидацией негативных последствий.
Основные задачи пожарной безопасности, связанные с профилактической работой, заключаются, прежде всего, в следующем:
- разработка и реализация мероприятий, которые направлены на ликвидацию всех потенциально возможных причин возникновения пожара;
- создание условий для быстрой и эффективной эвакуации людей, а затем и имущества в случае пожара;
- разработка и установка систем обнаружения огня или задымления и оперативного оповещения об этом;
- создание и монтаж разнообразных систем сигнализации и пожаротушения.
Основные задачи обеспечения пожарной безопасности включают в себя также максимально быстрое и оперативное извещение служб МЧС.
Кроме того, они подразумевают создание необходимых условий для работы пожарных подразделений, прибывших на объект, и оказание любого необходимого содействия.
Контроль над проводимыми профилактическими мероприятиями осуществляется органами Госпожнадзора, а также уполномоченными подразделениями территориальной власти и местного самоуправления.
Основные задачи в области пожарной безопасности, связанные с различными системами защиты
Помимо проведения профилактических мероприятий, основные задачи в области пожарной безопасности решаются также путем разработки, монтажа и последующего применения различных систем по обнаружению огня и дыма, защите от их воздействия и тушению очага возгорания. Действующим законодательством допускается использование как автоматического оборудования, так и первичных средств пожаротушения.
Задачи систем пожарной безопасности заключаются в максимально быстром обнаружении места возгорания, оповещении каждого находящегося в помещении или здании человека, а также соответствующих пожарных служб, тушении огня и ликвидации негативных последствий его воздействия. Любое используемое для указанных целей оборудование должно соответствовать техническим регламентам, стандартам и другим параметрам, указанным в действующих нормативных актах. В качестве подобных систем могут применяться:
- пожарная сигнализация;
- автоматическая система пожаротушения;
- система оповещения людей и их последующей эвакуации;
- различное оборудование, используемое для дымоудаления.
Таким образом, цель и задачи обеспечения пожарной безопасности заключаются в максимальном снижении опасности возникновения пожара, а в случае его появления – оперативной эвакуации людей и имущества, тушении и ликвидации негативных последствий.
ООО «ТРИО» предлагает комплексные услуги, связанные как с разработкой предусмотренной противопожарным законодательством документации, так и выполнением необходимых работ по проектированию и установке различных автоматических систем сигнализации и пожаротушения, проведением огнезащиты конструкций и материалов.
Источник: https://pozhar-bezopasnost.ru/stati/zadachi-obespecheniya-pozharnoy-bezopasnosti
Система обеспечения пожарной безопасности
В действующем законодательстве дается два понятия системы обеспечения пожарной безопасности.
Первое понятие, данное в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г.
№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – закон «О пожарной безопасности»), относится к области государственного управления, второе, данное в Федеральном законе от 22 июля 2008 г.
№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент), относиться к области технического регулирования.
Чтобы уяснить смысл данных понятий и их отличительные черты необходимо детально проанализировать определения двух этих понятий.
Законом «О пожарной безопасности» установлено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Для выполнения этой государственной функции в Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности, которая представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Под силами понимаются органы управления и подразделения пожарной охраны, под средствами – материально-технические средства (пожарные машины, пожарно-техническое вооружение, боевая одежда пожарных, огнетушащие составы и вещества и т.д.), предназначенные для обеспечения деятельности органов управления и подразделений пожарной охраны, а также для выполнения возложенных на пожарную охрану задач.
Меры правового характерапредполагают принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам пожарной безопасности, организационного — создание и организация деятельности пожарной охраны, экономического — разработка и реализация механизмов экономического и материального стимулирования разработки и выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, социального — привлечение граждан к обеспечению пожарной безопасности, научно-технического — применение научных знаний и достижений с целью разработки эффективных средств противопожарной защиты.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности является государственное регулирование в области обеспечения пожарной безопасности, направленной на создание условий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Государственное регулирование в области пожарной безопасности представляет собой одно из проявлений (функций) государственного управления. Основной смысл и содержание его заключается в установлении в нормах права и обеспечении государством общих правил поведения (деятельности) субъектов правоотношений в области пожарной безопасности и корректировке их в зависимости от изменяющихся условий.
Однако только этим не исчерпывается данная функция государственного управления.
Она включает в себя также всесторонний контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права, регулирующих общественные отношения в области обеспечения пожарной безопасности; координацию и установление общего направления деятельности участников правоотношений в области пожарной безопасности; всестороннюю защиту их законных интересов и прав: определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой государственной политике в области пожарной безопасности; установление порядка лицензирования и т.п.
Говоря о механизме государственного регулирования правоотношений в области пожарной безопасности, необходимо обратить внимания на различные уровнигосударственного регулирования.
В условиях федеративного государства, каковым является Россия, это, прежде всего регулирование на уровне федерации и отдельных субъектов федерации. Весьма важными в этом отношении являются ст.71 и ст.
73 Конституции Российской Федерации, устанавливающие предметы ведения Российской Федерации и отдельных субъектов федерации, в соответствие с которыми решение вопросов обеспечения пожарной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Данная конституционная норма закреплена в нормах закона «О пожарной безопасности», которые устанавливают полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности.
Методыгосударственного регулирования правоотношений в области обеспечения пожарной безопасности можно разделить на две группы.
1. Прямые (административные) методы;
2. Косвенные методы — экономические средства воздействия на регулируемые отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.
- Реализация методов государственного регулирования осуществляется посредством исполнения функций системы обеспечения пожарной безопасности, к которым относятся:
- — нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
- — создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
- — разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
- — реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
- — проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
- — содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
- — научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
- — информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
- — осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
- — производство пожарно-технической продукции;
- — выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
- — лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
- — тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
- — учет пожаров и их последствий;
- — установление особого противопожарного режима.
Рассматривая второе определение системы обеспечения пожарной безопасности, относящееся к области технического регулирования, необходимо уяснить, что содержательная часть данного определения включает законодательные предписания, направленные на обеспечение пожарной безопасности объектов защиты. При этом в соответствии с п.15 ст.2 Технического регламента под объектом защиты понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
В ст.5 Технического регламента «Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты» законодательно закреплено, что:
1. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
2. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
3. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
4. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Таким образом, понятие системы обеспечения пожарной безопасности в области технического регулирования существенно отличается от понятия системы обеспечения пожарной безопасности в области государственного управления, что очень важно при определении сферы их применения.
Источники:
Федеральный законот 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ст.3); Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ст.2,5).
Предыдущая12345678910111213141516Следующая
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/9x2be1.html