Контроль за соблюдением требований охраны труда: кто осуществляет на предприятиях рф, органы надзора за состоянием от

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Контроль за соблюдением требований охраны труда: кто осуществляет на предприятиях РФ, органы надзора за состоянием ОТ

  • Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:
  • 1. Регулярно проводят проверки:
  • • состояния оборудования, территории, сооружений; • правильности ведения документации по ОТ; • наличия СИЗ и адекватного их использования работниками; • качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

Обратите внимание

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий.

Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ.

Важно

Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

Контроль за соблюдением требований охраны труда: кто осуществляет на предприятиях РФ, органы надзора за состоянием ОТ

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

  1. • Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением: — радиоактивных веществ; — атомной энергии;
  2. — ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

• Рострудинспекция. Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

  • • Госсанэпиднадзор. Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали: — гигиенические нормы;
  • — санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

• Государственная противопожарная служба. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

• Госэкспертиза условий труда (УТ). Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

• Госстандарт. Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях: — лаборатории госнадзора;

— центры стандартизации и метрологии.

• Госавтоинспекция. Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении.

Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ; • окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой; • требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ; • запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда; • несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке.

Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера.

Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки.

Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее.

Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Совет

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ.

Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок.

Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ.

В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации.

Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(12

Источник: https://beltrud.ru/organi-nadzora-i-kontrolya-za-ohranoy-truda/

Организация надзора и контроля за охраной труда в промышленности

В настоящее время в нашей стране взамен старой, отработанной десятилетиями системы надзора и контроля за охраной труда, включавшей государственный, общественный и внутриведомственный надзор и контроль, складывается новая система. При этом сохраняется прежний принцип — осуществление надзора и контроля специально уполномоченными органами, инспекциями и комиссиями, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий.

Система управления охраной труда, кроме высших органов Государственной власти и Прокурорского надзора, включает: государственный надзор и контроль, ведомственный контроль, общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

Читайте также:  Заявление о согласии на отзыв из отпуска: образец для скачивания, в каких случаях оформляется, как правильно написать

Государственный надзор за соблюдением правил и норм охраны труда возглавляет Министерство труда и социальной зашиты РФ, в котором создан для руководства организацией охраны труда Департамент охраны труда.

Обратите внимание

Функции надзора и контроля выполняет Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные технические и правовые инспекции труда субъектов Российской Федерации, а также органы Государственного энергетического надзора, Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Госгортехнадзора, Государственного пожарного надзора, Государственный комитет по охране окружающей среды.

Общественный контроль за соблюдением правил по охране труда на предприятиях, согласно ст. 248 КЗоТ РФ, призваны осуществлять профессиональные союзы, а также общественные уполномоченные и комиссии (комитеты) соответствующих выборных профсоюзных органов или трудовых коллективов предприятий любой формы собственности.

Отраслевые министерства и ведомства призваны поддерживать или создавать вновь службы, осуществляющие внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде и охраной труда на подчиненных им предприятиях.

Контроль за соблюдением требований охраны труда: кто осуществляет на предприятиях РФ, органы надзора за состоянием ОТ

Схема управления охраной труда в Российской Федерации

В процессе контроля состояния охраны труда на промышленном предприятии проводятся: проверка документации, визуальное наблюдение, измерение параметров условий труда приборами, выявление мнений работающих об условиях труда и другие работы.

В настоящее время, в частности, на промышленных предприятиях организованы работы по аттестации и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда, порядок проведения которых изложен в «Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» и «Временных правилах сертификации» (постановление Минтруда РФ от 14.03.1997 г., № 12).

  • Сертификация рабочих мест — деятельность по подтверждению соответствия постоянных рабочих мест на действующих предприятиях установленным государственным нормативным требованиям по охране труда.
  • Сертификация на действующих производственных объектах осуществляется исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
  • Задачами аттестации и сертификации рабочих мест являются:
  1. определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов на действующих рабочих местах;
  2. оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах;
  3. предоставление льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда в предусмотренном законодательством порядке работникам, занятым на аттестуемых рабочих местах;
  4. разработка мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

Нормативной основой проведения аттестации и сертификации рабочих мест по условиям труда являются:

  1. гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса). Утверждена Минздравом СССР 12 08 86 № 4137—86;
  2. система стандартов безопасности труда (ССБТ);
  3. санитарно-гигиенические нормативные материалы.

Для получения сертификата соответствия организации необходимо:

  1. иметь службу охраны труда,
  2. осуществить комплекс мероприятий, обеспечивающих проведение сертификации производственных объектов (утвердить программу по улучшению условий и охраны труда, провести обучение руководящих работников и специалистов нормам и правилам по охране труда и т.д.);
  3. провести непосредственно либо с привлечением аттестованных лабораторий аттестацию рабочих мест в соответствии с требованиями, установленными министерством труда РФ, а также разработать для производственных объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства, декларацию безопасности;
  4. получить от территориальных служб федеральных органов надзора положительное заключение о соответствии подконтрольного этим органам оборудования (объекта) установленным ими требованиям, а в необходимых случаях — также и разрешение (лицензию) на право осуществляемого вида деятельности;
  5. обеспечить на сертифицируемых объектах беспрепятственное выполнение функций, возложенных на должностных лиц органов исполнительной власти по труду субъектов РФ и лиц, осуществляющих государственный и общественный контроль за соблюдением требований по охране труда;
  6. направить органу исполнительной власти по труду субъекта РФ заявку о сертификации производственного объекта с приложением документации о результатах аттестации рабочих мест, положительных заключений территориальных органов надзора, а в необходимых случаях — декларации безопасности.

Источник: http://ohrana-bgd.ru/bgdproiz/bgdproiz1_03.html

Контроль за соблюдением требований охраны труда в ЛПУ

Рекомендации для главного врача по осуществлению
контроля за соблюдением требований охраны труда

   Контроль за соблюдением требований охраны труда в учреждении здравоохранения осуществляется работодателем и должностными лицами организации, ответственными за обеспечение безопасности труда.

Эффективность контроля определяется политикой работодателя в области управления охраной труда, подготовкой работников организации по вопросам охраны труда, последовательным улучшением состояния охраны труда на рабочих местах.

   Вопросы по проведению контроля могут решаться через коллективный договор и соглашение по охране труда во взаимодействии с органами государственного управления охраной труда, органами государственного надзора и контроля, органами общественного контроля и иными заинтересованными организациями.

Основные виды контроля за соблюдением
требований охраны труда

   К основным видам контроля за соблюдением требований охраны труда в организации относятся:    — контроль за безопасной эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования, соблюдением работниками технологических инструкций, применяемыми в производстве инструментами, сырьем и материалами; — контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на рабочих местах;    — контроль за обучением безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве;    — контроль за расходованием средств, выделяемых на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;    — контроль за проведением обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований);    — контроль за режимом труда и отдыха;    — контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка;    — контроль за правильностью обеспечения и применения средств индивидуальной и коллективной защиты;    — контроль за санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием;    — контроль за проведением специальной оценки условий труда;    — контроль за принятием необходимых мер по сохранению жизни и здоровья при возникновении аварийных ситуаций, в том числе осуществлении надлежащих мер по оказанию первой помощи пострадавшим;    — контроль за своевременным проведением расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий по устранению причин происшедших несчастных случаев, а также возмещением вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием пострадавшим;    — контроль за выполнением предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.    Контроль за соблюдением требований охраны труда обеспечивается:    — разработкой и утверждением распорядительных документов организации о назначении должностных лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, электрохозяйства, сосудов, работающих под давлением, паровых и водогрейных котлов, газового хозяйства и иного оборудования;    — составлением и выполнением графиков проведения соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов (при их наличии), предохранительных приспособлений и защитных устройств, осмотров зданий и сооружений;    — применением приборов, инструментов и оборудования для контроля вредных для здоровья производственных факторов;    — соблюдением работниками требований проектной, технологической и иной документации, содержащей требования к производственным процессам;    — планированием мероприятий по улучшению условий и охраны труда на основе анализа состояния охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

   — стимулированием безопасности труда: поощрением работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда; привлечением к ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых и локальных актов по охране труда.

  • Формы и порядок проведения контроля
    за соблюдением требований охраны труда

   К формам контроля за соблюдением требований охраны труда относятся: многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда, Дни охраны труда, комплексные обследования состояния охраны труда, целевые проверки по охране труда. Формами контроля за соблюдением требований охраны труда могут быть и проведение смотров-конкурсов на лучшего по профессии, лучшее рабочее место (подразделение) по охране труда.    Наиболее распространенной формой контроля за соблюдением требований охраны труда является многоступенчатый контроль. В зависимости от специфики производства, структуры организации и масштабов ее подразделений многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда проводится:    — на первой ступени — на участке подразделения, в смене или бригаде;    — на второй ступени — в структурном подразделении организации;    — на третьей ступени — в организации в целом.    Первая ступень контроля осуществляется ежедневно в начале рабочего дня (смены) непосредственным руководителем работ совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда. По выявленным при проверке нарушениям и недостаткам намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные за исполнение. Устранение выявленных нарушений, как правило, должно проводиться работниками незамедлительно. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены собственными силами, то руководитель работ по окончании осмотра докладывает об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.
     Результаты проверки фиксируются в специальном журнале первой ступени контроля, который хранится у руководителя работ.    Вторая ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем подразделения организации, не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят представители службы охраны труда, профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа, специалисты подразделения и служб организации. График проверки устанавливается руководителем подразделения по согласованию с профсоюзным комитетом и выдается руководителям работ и иным должностным лицам подразделения.    Результаты проверки фиксируются в журнале второй ступени контроля, который хранится у руководителя подразделения. При этом комиссия намечает мероприятия, а руководитель подразделения назначает исполнителей и сроки исполнения. Если намеченные мероприятия не могут быть устранены силами подразделения, то руководитель подразделения по окончании работы комиссии докладывает об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.    В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.    Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем организации (его заместителем), не реже одного раза в квартал. В состав комиссии включаются руководитель службы охраны труда, руководители надзорных и иных служб организации, председатель профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа. Проверка проводится в присутствии руководителя проверяемого подразделения.    Организация, проверка которой за один обход невозможна, проверяется по отдельным подразделениям по годовому графику с таким расчетом, чтобы в течение года каждое подразделение было обследовано не менее четырех раз.    График проверки утверждается руководителем организации, согласовывается с профсоюзным комитетом и выдается всем руководителям подразделений.    Комиссия третьей ступени может быть разделена на подкомиссии под руководством главных специалистов или заместителей руководителя организации для проведения проверок по отдельным подразделениям.

Читайте также:  Срок действия дисциплинарного взыскания: сколько составляет по общему правилу, какова максимальная продолжительность наказания сотрудников по тк рф

   Результаты проверки оформляются актом и рассматриваются на совещании у руководителя организации. По итогам проверки разрабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководителем организации издается приказ.

День охраны труда

   Днем охраны труда, как правило, называется день, в котором проводится третья ступень контроля в организации.

Другой формой Дня охраны труда может быть день, в котором проводится расширенное заседание комиссии (комитета) по охране труда организации с приглашением представителей руководителя организации и профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа.
   При подготовке Дня охраны труда производится сбор информации о замечаниях, недостатках и нарушениях, выявленных в процессе работы организации, после чего комиссия со специалистами составляет план устранения этих нарушений и план мероприятий по охране труда на последующий период работы, которые рассматриваются и утверждаются на заседании комиссии. Эти планы могут включаться в коллективный договор или соглашение по охране труда.

Комплексное обследование состояния
охраны труда в организации

   Комплексное обследование состояния охраны труда в организации осуществляется комиссионно в порядке взаимопроверки. Состав комиссии и сроки проведения проверки устанавливаются приказом руководителя организации или вышестоящей организации.    Обследования состояния охраны труда должны проводиться в соответствии с Программой обследования состояния охраны труда, утверждаемой руководителем организации.    В состав комиссии включаются представители технических служб организации, осуществляющих надзор за правильной и безопасной эксплуатацией подведомственных объектов, представители профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа. При необходимости к участию в проведении обследования могут приглашаться представители соответствующих государственных органов надзора и контроля.    Для каждого члена комиссии определяются соответствующие подразделения организации, подлежащие обследованию, или указывается круг вопросов, подлежащих проверке по программе обследования. По результатам обследования состояния охраны труда организации комиссией составляется акт и намечаются конкретные мероприятия и сроки по устранению выявленных недостатков по охране труда.

   Руководители организаций вправе применять иные формы и методы контроля, направленные на обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работников.

  1. Организация проведения контроля за соблюдением
    требований охраны труда

   Для проведения контроля за соблюдением требований охраны труда работодателем определяются должностные (функциональные) обязанности руководящему составу и специалистам организации по обеспечению безопасности труда, создается служба охраны труда, формируются комиссии по вопросам охраны труда. Распределение обязанностей по охране труда среди руководящего состава и специалистов оформляется в форме положения (стандарта предприятия) по охране труда или вносится отдельным разделом в должностные инструкции руководителей и специалистов организации.    Служба охраны труда создается в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации в зависимости от численности работников, специфики деятельности организации. Ее рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10.    В целях улучшения организации работы по охране труда, обеспечения взаимодействия работодателя и работников в организации создаются комиссии:    — по охране труда;    — по проверке знаний требований охраны труда работников организаций;    — по специальной оценке условий труда;    — по расследованию несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (отдельно по каждому происшедшему случаю).

   Порядок формирования и работы комиссий устанавливается соответствующими законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда.

  • Взаимодействие с органами государственного и общественного
    надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда

   Работодатель осуществляет свою функцию по контролю за соблюдением требований охраны труда на основе взаимодействия и сотрудничества с государственными надзорными органами, органами управления охраной труда, профессиональными союзами и другими уполномоченными работниками, представительными органами на принципах социального партнерства.    Взаимодействие с органами государственного надзора и контроля, органами управления охраной труда осуществляется через:    — беспрепятственный допуск представителей органов для проведения проверок условий и охраны труда в организации, расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и участие в совместной работе;    — предоставление должностным лицам органов информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;    — своевременное выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля.    Взаимодействие с профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками, представительными органами осуществляется через привлечение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, иных представителей профсоюзной организации к работе в комиссиях по вопросам охраны труда, к участию в проведении многоступенчатого контроля, Дней охраны труда, иных форм и методов контроля, рассмотрение представлений органов общественного контроля.

    Ю.П. Надеждин, центр изучения проблем здравоохранения и образования

    Источник:

    Журнал «Главный врач», 2013, N 11

>

Источник: http://cap2.ru/publ/3-1-0-1056

Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда

Поиск Лекций

В силу всеобщности и многоплановости требований охра­ны труда ее вопросы оказываются не только частью трудово­го законодательства и иных нормативных правовых актов по обеспечению специальных видов безопасности деятельности человека, например промышленной, транспортной, пожарной, экологической и т.п., но и подпадают под различные виды государственного надзора и контроля.

  • Государство контролирует выполнение работодателем государственных нормативных требований охраны труда с по­мощью специально предназначенных для этого государствен­ных органов (надзоры, инспекции, называемые ныне все чаще на федеральном уровне службами).
  • Деятельность органов государственного надзора осуществ­ляется на основе принципов законности, объективности, не­зависимости и гласности, уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
  • Высший государственный надзор за точным и единооб­разным исполнением всего законодательства, в том числе тру­дового законодательства и иных нормативных правовых ак­тов, содержащих нормы трудового права, куда входит охрана труда, осуществляется Генеральным прокурором Россий­ской Федерации и подчиненными ему нижестоящими про­курорами.

В соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г.

№ 875, Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники, а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры.

Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

  1. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии:
  2. · с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности;
  3. · иными федеральными органами исполнительной власти;
  4. · органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  5. · органами местного самоуправления;
  6. · органами прокуратуры;
  7. · профессиональными союзами (их объединениями);
  8. · объединениями работодателей;

· другими организациями (ст.365 Трудового кодекса Российской Федерации).

  • Взаимодействие осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
  • · обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • · обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • · обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст.355 Трудового кодекса Российской Федерации).

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

  1. 1) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  2. 2) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  3. 3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  4. 4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  5. 5) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  6. 6) направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  7. 7) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  8. 8) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  9. 9) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  10. 10) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  11. 11) предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда.
  12. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Читайте также:  Можно ли отозвать заявление на увольнение по собственному желанию: как забрать поданное ранее уведомление – образец отзыва, что делать по соглашению сторон?

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s74261t1.html

5.4. Государственный надзор и контроль за охраной труда

Государственный надзор и контроль за
соблюдением законодательных и иных
нормативных актов об охране труда
осуществляется федеральным органом
контроля и надзора за охраной труда, не
зависящих в своей деятельности и
действующих в соответствии с положениями,
утверждаемыми в установленном порядке.

Должностные лица органов государственного
надзора и контроля (государственные
инспектора) по охране труда имеют право
беспрепятственно посещать любые
предприятия, проводить расследования
несчастных случаев на предприятиях,
иметь доступ к необходимой информации,
выдавать должностным лицам предприятий
обязательные для исполнения предписания,
приостанавливать эксплуатацию
производственного оборудования и
деятельность производственных
подразделений, налагать штрафы на
должностных лиц предприятий виновных
в нарушении законодательных и иных
нормативных актов об охране труда.
Положение о статусе государственного
инспектора по охране труда утверждается
законодательством. Решения должностных
лиц органов государственного надзора
и контроля, принятые в пределах
предоставленных им полномочий, являются
обязательными для исполнения предприятиями
всех форм собственности независимо от
сферы хозяйственной деятельности и
ведомственной подчиненности.

  • Должностные лица органов государственного
    контроля и надзора несут ответственность
    за выполнение возлагаемых на них
    обязанностей в соответствии с
    законодательством РФ.
  • Общественный
    контроль за охраной труда
  • Общественный контроль за соблюдением
    законных прав и интересов работников
    в области охраны труда осуществляется
    профессиональные союзы в лице их
    соответствующих органов и иные
    уполномоченные работниками представительные
    органы, которые могут создавать в этих
    целях собственные инспекции.
  • Уполномоченные
    (доверенные) лица по охраны труда
    профессиональных союзов или трудового
    коллектива действуют в соответствии с
    рекомендациями, разработанными
    государственным органом управления
    охраной труда.
  • Профессиональные
    союзы в лице их соответствующих органов
    и иные уполномоченные работниками
    представительные органы имеют право:
  1. Осуществлять контроль за соблюдением работодателе законодательных и других нормативных актов об охраны труда;

  2. Проводить независимую экпертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;

  3. Принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

  4. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаев на производстве;

  5. Предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровья работников;

  6. Осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

  7. Осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

  8. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

  9. Принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

  10. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

  11. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

Ответственность
работодателей и должностных лиц за
нарушение законодательных и иных
нормативных актов об охране труда

Работодатели и
должностные лица, виновные в нарушении
законодательных и иных нормативных
актов об охране труда в невыполнении
обязательств, установленных коллективными
договорами или соглашениями об охране
труда, либо препятствующие деятельности
представителей органов государственного
надзора и контроля, а также общественного
контроля, привлекаются к административно,
дисциплинарной или уголовной
ответственности в порядке, установленном
законодательством РФ и республик в
составе РФ.

  1. Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работников отвечать перед администрацией за невыполнение ими дисциплины труда.

    Основным документом, регулирующим дисциплину труда, являются типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций.

    На основе этих типовых или отраслевых правил администрация предприятия разрабатывает правила внутреннего трудового распорядка, инструкции, положения, невыполнение требований которых является дисциплинарным проступком.

За нарушение
трудовой дисциплины администрация
предприятия может применять к работнику
следующие дисциплинарные взыскания:
замечание, выговор, строгий выговор,
перевод на нижеоплачиваемую работу на
срок до 3-х месяцев или смещение на низшую
должность на тот же срок, увольнение.
Налагать дисциплинарное взыскание
может только должностное лицо на
подчиненного ему работника.

Административная
ответственность
выражается
в форме различных административных
взысканий – предупреждения, общественного
порицания, штрафа. К административной
ответственности за нарушение
законодательства об охране труда имеют
право привлекать в установленном законом
порядке государственные органы надзора
и государственные инспектора труда.

Важно

Должностные лица могут обжаловать
решения о наложении на них штрафа в
районный (городской) суд в 10-дневный
срок со дня вручения постановления об
этом. Подача жалобы приостанавливает
взыскание штрафа. Определение районного
(городского) народного суда по указанным
жалобам является окончательным и
обжалованью не подлежит.

Уголовная
ответственность

должностных лиц наступает в тех случая,
когда они допустили нарушение, носящее
характер преступления.

В ст.

140 УК предусмотрена
уголовная ответственность за нарушение
должностным лицом правил ТБ, промышленных,
санитарно-гигиенических или иных правил
охраны труда, если это нарушение повлекло
или могло повлечь за собой несчастные
случаи с людьми или иные тяжкие последствия
– лишение свободы на срок до одного
года или исправительные работы на тот
же срок или штраф или увольнение с
должности. За те же нарушения, повлекшие
за собой причинение телесных повреждений
или утрату трудоспособности, — виновные
наказываются лишением свободы на срок
до 3-х лет или исправительными работами
на срок до 1 года. За нарушения, указанные
в части первой настоящей статьи, повлекшие
смерть человека или причинение тяжких
телесных повреждений нескольким лицам,
виновные наказываются лишением свободы
на срок до 5- ти лет.

Ответственность
за нарушение правил охраны труда по ст.

140 несут лишь те должностные лица, на
которых в силу служебного положения
или специального распоряжения возложена
обязанность соблюдения правил охраны
труда на соответствующем участке работы
или контроль за их выполнением.

Если
эти нарушения допущены иными должностными
лицами, они могут быть привлечены к
ответственности за должностные
преступления (халатность или злоупотребление
служебным положением).

Статья 216 УК –
уголовная ответственность за нарушение
производственно-технических или иных
правил, обеспечивающих безопасность
производства на взрывоопасных предприятиях
или взрывоопасных цехах: исправительные
работы до 1 года или штраф или увольнение
с должности. За те же действия, связанные
с гибелью людей или иными тяжкими
последствиями, виновные наказываются
на срок до 7-и лет. Ответственность несу
по ст. 216 любые виновные в этих нарушениях
лица.

Материальная
ответственность.
Работодатель несет материальную
ответственность за вред, причиненный
здоровью работника трудовым увечьем,
согласно правилам о возмещении ущерба
от 24.12.92 г. Возмещение вреда состоит в
выплате потерпевшему денежных сумм в
размере заработка в зависимости от
степени утраты профессиональной
трудоспособности вследствие трудового
увечья.

Ответственность
предприятий за невыполнение требований
по созданию здоровых и безопасных
условий труда

За
невыполнение требований законодательства
РФ об охране труда и предприятий органов
государственного надзора и контроля
за охраной труда по созданию здоровых
и безопасных условий труда на предприятиях
полагаются штрафы. Размеры и порядок
положения штрафов устанавливаются
законодательством РФ и республик в
составе РФ.

Вопросы для
самопроверки

  1. Назовите обязанности работника по обеспечению охраны труда на предприятиях.

  2. Назовите обязанности работодателя по обеспечению охраны труда на предприятии.

  3. Какие документы относятся к локальным правовым актам?

  4. Какие законодательные и нормативные акты регламентируют безопасность труда?

  5. Какие органы и как осуществляют надзор и контроль за соблюдением требований безопасности труда?

  6. Как организовано обучение безопасности деятельности (труда) в РФ?

  7. К каким видам ответственности привлекаются нарушители требований безопасности?

  8. Как организовано управление безопасностью труда в РФ?

Источник: https://StudFiles.net/preview/3651690/page:22/

Ссылка на основную публикацию